"Вечерний клуб", Олег Митяев 08 декабря 2004 года

8 декабря 2004 г.
«Все мои друзья-актеры мне завидуют»
Олег Митяев, «Вечерний клуб»
«НАДО ОБЛАДАТЬ БОЛЬШОЙ МУДРОСТЬЮ, ЧТОБЫ БЫТЬ РОМАНТИКОМ»

Если вы сидите в хорошей компании у костра или просто за праздничным столом и под рукой у вас гитара, рано или поздно после третьей или пятой вы неминуемо споете о том, что «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». А также о том, что «лето – это маленькая жизнь». И еще – «с добрым утром, любимая!». И вообще «давай с тобой поговорим!». Все эти и многие другие песни (их число уже перевалило за сотню) написал и озвучил для народа заслуженный артист России Олег МИТЯЕВ. Человек, который вот уже двадцать пять лет, размышляя, поет. А точнее – размышляет песней, причем сегодня – на самых престижных сценах, вроде МХТа или Кремлевского дворца. Выпускает альбомы. Снимается в кино. Играет в спектаклях. Пишет книжки.

КТО ЕСТЬ КТО?

Вы сегодня считаетесь одним из самых успешных бардов... Или все-таки певцов? Или артистов? Сами кем себя считаете?

– Мне нравится никем себя не считать.

А чем все-таки, на ваш взгляд, бард отличается от «простого» певца?

– Наверное, более широкое и современное понятие – автор-исполнитель. Под эту категорию могут попасть те, кто пишет или музыку, или стихи, или и музыку и стихи, и тот, кто сам поет. Это и рокеры, и шансон, и просто эстрадники, и, конечно же, барды. Мне всегда интересно наблюдать, куда меня относят. Куда отнесут – туда и ладно.

Вы учились на актерском в ГИТИСе...

– Да, причем вместе с Михаилом Евдокимовым, нынешним алтайским губернатором.

А почему же не пошли по сладкому актерскому пути?

– Сладкому? Как у вас язык то повернулся? Это абсолютно зависимая профессия. И все мои друзья-актеры, даже самые удачливые, мне завидуют. Потому что они все равно ждут – вот придет режиссер, вот предложит. Будет ли это совпадать с их сущностью и желанием – еще вопрос. А у меня в руках авторучка, я могу писать то, что хочу.

ИЗ ЧУВСТВ И ВПЕЧАТЛЕНИЙ

На каких стихах росли?

– Дело в том, что, в отличие от многих замечательных поэтов, мне в детстве не очень повезло. У меня в принципе не было культурной среды. Не было в доме такого большого книжного шкафа... Ну, похаживал я в библиотеку Челябинского трубопрокатного завода. Но не встретил такого человека, который мне посоветовал бы, что читать. Поэтому читал все, что попадалось под руку. Не знаю, хорошо это или плохо. Ведь, с другой стороны, многие вещи я открываю для себя только сейчас. Гоголя, Чехова, многих других классиков. И рад, что впервые это читаю в зрелом возрасте, когда уже есть какой-то жизненный опыт, помогающий более правильно воспринять литературу.

Насколько ваши песни автобиграфичны?

– «Ну, конечно…» Это я сейчас пишу песню, так она начинается. Ну, конечно, они сотканы из моих чувств и впечатлений. Но иногда сюжет абсолютно не имеет отношения к впечатлениям. Сюжет можно придумать, а впечатление каким-то облаком встраивается в него. Гораздо важнее, что эта эмоция настоящая, что ты ее прочувствовал.

Родители имели отношение к искусству?

– Нет, никакого. Я рос в Челябинске. Отец работал на заводе, мама – то прачкой, то поварихой. Единственный большой плюс – она всегда меня держала в строгости, отправляла в пионерские лагеря, турпоходы. И я всегда считал себя челябинским. Только недавно узнал, что отца завербовали на Челябинский трубопрокатный из Курской губернии в шестнадцать лет. А на курской земле остались могилы бабушки, дедушки. Я там както был и разузнал, что все мои предки из курских крестьян. Знаете, до определенного возраста нас это не особенно волнует. После сорока понял, что хочу больше знать о своих корнях. Удивительно, что раньше об этом не задумывался, не спрашивал. А родители и не рассказывали.

ПЕСНЯ ВМЕСТО ЛЕКЦИИ

Почему начали писать песни – какой был первый импульс?

– Я не предполагал что вообще буду сочинять. Ну, петь еще как-то в самодеятельности по необходимости заставляли – пел. А вот чтобы самому писать песни... Об этом увлекательном занятии узнал только когда отслужил в армии после монтажного техникума. В 78м году, на втором курсе института физкультуры, я случайно, прогуливаясь по берегу Ильменского озера, наткнулся на фестиваль самодеятельной песни. И был потрясен этой чудесной атмосферой, такими мне знакомыми и такими классными песнями, и, конечно, людьми – определенного интеллектуального уровня. Плюс к этому природа... И я захотел на следующий год туда обязательно приехать. Но надо было приехать с чем-то. И на лекции по плаванию я написал песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». У меня, правда, раньше были какие-то совсем вымученные из влюбленной души наброски, но незаконченные, неоформленные. Уже тогда я заметил, что к пишущим – совсем другое отношение и внимание. И в авторской песне высший пилотаж – когда ты не только хороший исполнитель,но сам сочиняешь и музыку,и стихи, и сам поешь. Вот это я почувствовал на ранней стадии. И старался вовсю.

© 2004, «ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ»