Обзор статей по Премии "Светлое Прошлое - 2006


Челябинский фестиваль земляков "Светлое прошлое" сближает людей
Лидия САДЧИКОВА

Чемоданы судьбы с мечтами и надеждами

Челябинск. 19.01.06

Светлана КРОХАЛЕВА:

- Спасибо, что приехали, не испугались мороза! - крикнул кто-то из зрителей гостям фестиваля. "Но мы же уральцы", - последовал ответ.

Церемония вручения народной премии "Светлое прошлое" - акция с заданными параметрами. Место встречи - Челябинск, постоянная дата проведения - 17 января (это день рождения нашей области), непременный ритуал дарения призовой статуэтки "Кентавр" работы Эрнста Неизвестного. Но сам фестиваль вышел за рамки торжественного события. Судьба разбросала челябинцев по всему миру, а гениальная в своей простоте идея Олега Митяева помогла восстановить утраченные связи с малой родиной.

- Мало того, подарила новых друзей, - восхищается хоккеист Сергей Макаров, лауреат церемонии 2004 года и почетный гость нынешней. А композитор Анатолий Кролл ему вторит:

- Людей, выдвинутых на премию "Светлое прошлое" или уже удостоенных ее, я воспринимал как легенду. И надо же: с этими потрясающими личностями, мастерами спорта, светилами науки и искусства, довелось познакомиться на расстоянии вытянутой руки. Спасибо, Челябинск!

Сам Кролл коренной челябинец, в 16 лет уехал отсюда, стал москвичом, знаменитым и широко узнаваемым композитором. Но искренне радуется, что его не забыли на малой родине, востребован здесь на ежегодных джазовых фестивалях. Благодаря "Светлому прошлому" Кролл подружился с Митяевым, а его музыкальное творчество обогатилось бардовской палитрой. На церемонии он исполнил попурри на тему песен Юрия Визбора, сказав, что попурри на тему песен Митяева приберег к скорому юбилею Олега.

Кинорежиссер Сергей Мирошниченко, выйдя на сцену еще раз поблагодарить за премию, врученную ему два года назад, признался, что в этот приезд "использовал" свое лауреатство, помогая матери попасть к нужным врачам. Помогло, все вопросы были решены.

Музыковед и телеведущий Святослав Бэлза не смог приехать в прошлый раз, но премия его дождалась.

- Какая нечаянная радость, - растроган он. - На своем веку я больше вручал премий, чем получал. В Челябинске я родился, можно сказать, случайно. Должен был появиться на свет в Киеве, но война спутала родительские планы, они эвакуировались в Челябинск. Мне не было и месяца, когда меня увезли отсюда. Вырос, объездил полмира, но в Челябинск попал только после пятидесяти лет. И ощутил, как хорошо иметь малую родину. Тем более Урал, с которым связано столько легенд и реальных значимых событий.

Проректор ВГИКа Константин Огнев, приехавший принять премию Сергея Герасимова вместе с одной из его учениц, актрисой Валентиной Теличкиной, и генеральным директором киностудии имени М. Горького Станиславом Ершовым, обнаружил неожиданные переплетения. Во-первых, один его бывший однокурсник родом из Челябинска. Во-вторых, киностудией Горького, "соседкой" ВГИКа, руководит Станислав Ершов, а он тоже родом из Челябинска. Скольких вгиковцев за годы своей подвижнической работы поддержал тот же Станислав Бэлза. Анатолий Кролл проводил в вузе мастер-классы. Вроде бы никакого отношения к ВГИКу не имеют участники церемонии "Светлое прошлое" Сергей Крикалев и Мусса Манаров, но ведь они, как все космонавты, тоже держали в руках кинокамеру и снимали. И вгиковские фестивали начались с 1961 года, как и полеты в космос.

Кстати, Манаров и Крикалев - не уральцы, их миссия - передать премию своему старшему товарищу космонавту первого поколения и разработчику космической техники Константину Феоктистову (он сейчас болен). Тем не менее они тоже ощущают связь с нашим городом.

- Мы бывали неподалеку, всего километрах в четырехстах, - сказал Сергей Крикалев. - Имею в виду орбиту. Каждый день и не по разу пролетали над Челябинском. А дружба с Митяевым началась с того, что еще в первой космической экспедиции я пел его песни.

Заслуженная артистка России Валентина Теличкина родилась на Урале как актриса:

- Он счастливый для меня, ваш край, здесь началась моя настоящая творческая биография. В Миассе проходили съемки фильма "Журналист" Сергея Аполлинариевича Герасимова.

Кстати, актриса снималась и у режиссера Глеба Панфилова. Он, магнитогорец по рождению, тоже в числе номинантов "Светлого прошлого", но в этот раз приехать не получилось. Стал кандидатом на участие в третьей церемонии. Не появился нынче и другой номинант - актер Юрий Гальцев.

- Его срочно вызвал Путин, - объяснил Митяев. - Что поделать, ну не может президент без Гальцева ехать на Валдай! Мне позвонил человек из Кремля и сказал: "Олег Григорьевич, отпустите Гальцева". Вот на каком высоком уровне решался вопрос. Ничего, Юрий приедет в следующий раз.

Организаторов проекта радует, что растет число спонсоров, партнеров, заинтересованных людей. Пополняется исторический материал, открываются новые имена, связанные с нашим городом. Этим вдохновенно занимается благотворительный фонд Олега Митяева, которым руководит Елена Гришина. Ответственно работает конкурсная комиссия, в которую входят авторитетные люди, такие, как Татьяна Ишукова, фотомастер Сергей Васильев, вице-губернатор Андрей Косилов. Они как бы подытоживают мнения народа (премия-то народная!), высказываемые в той или иной форме: через письма, телефонные звонки, интернет-голосование.

Чувствовать свою причастность к происходящему, видимо, приятно каждому. Театр драмы полон, ощущается единое дыхание зала. На заднике сцены, оформленной талантливым художником Олегом Петровым, как бы плывет пароходик с названием "Светлое прошлое". Этакий символ ускользающего в далях памяти давно минувшего времени. На его фоне номинанты так реальны. Даже те, кого уж нет среди нас.

Премии "Светлое прошлое" посмертно, за особые заслуги удостоены великий кинорежиссер Сергей Герасимов, легендарный директор Танкограда, нарком танковой промышленности Исаак Зальцман (у обоих приближаются столетние юбилеи) и конструктор баллистических ракет Виктор Макеев. Не пафосную, а самую искреннюю гордость за то, что мы живем на одной с ними земле, выразила Валентина Теличкина, сказав:

- Их нет, но они еще послужат России.

Премию Макеева, словно эстафету, из рук коллег своего отца, представителей ракетного центра имени Королева, принял его сын Александр. Приехали из Питера сын и дочь Зальцмана, благодарили за память об отце. Накануне они побывали на ЧТЗ, фотографировались у барельефа отца, посетили музей тракторостроителей. Валентина Теличкина, кстати, мечтала побывать в селе Сарафаново, где родился Герасимов, но хранитель музея Красноперов не рискнул повезти ее в Чебаркульский район: даже КамАЗы застыли на трассе, обездвижев от мороза, и Борис Александрович сам приехал на церемонию. Ему аплодировали не меньше, чем виновникам торжества: он 18 лет создавал музей Герасимова, а сейчас оберегает его от посягательств Москвы, точнее, чиновников от культуры, которые не хотели заботиться о документах Герасимова, а сейчас, перед его юбилеем, они им понадобились.

- Не отдам! - заявил неуемный энтузиаст.

А Станислав Ершов с группой все же съездил на родину Герасимова, чтобы снять там эпизоды для будущего фильма о Мастере.

Вручение премии - дань символической связи времен: от светлого прошлого к прекрасному будущему. И потому среди вручавших были юные дарования - надежда Южного Урала. Когда-то, как теперь для них, наша область была стартовой площадкой для нынешних лауреатов премии: оперного певца Леонида Сметанникова, государственного деятеля Михаила Соломенцева (он очень стар, приехать не смог, но прислал землякам видеописьмо), заслуженного учителя России, ныне директора московской школы Владимира Караковского, четырехкратной олимпийской чемпионки Таисии Ченчик, четырехкратного чемпиона мира Сергея Бабинова. Давно они не живут на Урале, но считают себя уральцами.

Артист цирка Александр Фриш вышел на сцену с бутафорским чемоданом: мол, это багаж, в котором мы носим по жизни свои мечты и надежды, другого и не надо. Первая гастроль забросила его в Австралию. Посмотреть русских циркачей пришла семья Толмачевых, у них дедушка с бабушкой - уроженцы Миасса, бежавшие от белогвардейцев. Их дети и внуки родились уже на чужбине, но фамильные чемоданы старики не распаковывали с мыслью: "Будет в России хорошо, и мы вернемся". "Увезите хоть чемоданы на родину", - попросили они Фриша, узнав, что он их земляк.

Сюрпризом для зрителей стало выступление известного пианиста, профессора Парижской консерватории, артиста мира Сергея Маркарова, который дружит с челябинцем Марком Лейвиковым, возглавляющим организацию "World for Culture And Peace" - партнера премии. Пел "Ариэль", другие челябинские звезды. А команда КВН остроумно предложила Митяеву проекты новых премий: "Давай с тобой поговорим", "С добрым утром, любимая", "Крепитесь люди, скоро лето".

После церемонии ее герои терпеливо позировали со всеми желающими. Особым успехом пользовались космонавты. Журналисты пытали Крикалева, как он ощущает бескрайность Вселенной. Живчик Александр Фриш жонглировал чем только мог и призывал к всеобщему веселью. Митяева обступила толпа поклонников, говоря: "Несправедливо, надо было вручение этой премии с вас начать, Олег Григорьевич, вы так прославляете родину, но себя вы статуэткой обделили". А он отшучивался: мол, некогда, мои документы подали на Нобелевскую.

Лауреаты разъехались, оставив свои автографы на афише церемонии. И в сердцах земляков.

___________________________________________________________________________________________

В большой мир цирковой артист Александр Фриш вышел с улицы Нагорной, что в Еманжелинске
Лидия САДЧИКОВА

Я все помню и ни о чем не жалею

Челябинск. 21.01.06

Лидия САДЧИКОВА

Десять лет назад мы беседовали с Александром Фришем в столичном цирке на Цветном бульваре, и он удивлял меня своей непринужденностью, странной странностью, когда не понимаешь: он нарочно так себя ведет, чтобы веселее было, или это часть натуры? Но понимать и не хочется, потому что общаться с Фришем - одно удовольствие. Он без жалости готов тебе отдать все секреты своей небеззаботной, но радостной жизни. Мысли путаются с эмоциями. Он и в речах эквилибрист: жонглирует словами, словно бутафорскими кирпичами, с которыми прославился как жонглер-эксцентрик по всему свету. Ну так вот, Саша, Александр Владимирович, и в свои без малого 55 ничуть не остепенился. Этакий вечный мальчишка.

- У каждого человека наступает момент, когда, образно говоря, пора "уходить из большого спорта", - начал Александр, не дожидаясь моего вопроса. - Вообще-то я никогда не думал, что пришел в цирк навсегда. Тем более, что я воспринимал его не как работу, а как ежедневный праздник. (У меня в жизни уже было такое: с группой "Ариэль" мы не работали - устраивали праздник вокруг, разукрашивали жизнь). Наша бабушка-немка Эдельтруда Эрнестовна Штельцер, как только мы научились ходить, а потом плавать (это было важно для нее), приготовила мне, сестре и брату по маленькому рюкзачку, где были вещи первой необходимости. Жизнь научила ее и деда хватать рюкзак и бежать. От Гитлера, от Сталина. И она сказала: "Может, вам, ребята, никуда не придется бежать. Но этот рюкзачок всегда должен быть под рукой. Для путешествий". И мы с детства уяснили, что главное в жизни - это путешествия. Думаю, что метафора сегодняшнего дня - чемодан. Раньше мы были привязаны к прописке, к дому, к друзьям, а сегодня открылась возможность ездить по - Вы не путаете путешествия во времени и пространстве?

- Это связано. Все вместе - путешествие по жизни. Скажем, ты переходишь из страны детства под названием город Еманжелинск и волею судьбы попадаешь в Австралию, где была моя первая гастроль. Но из детства я еще "переехал" и в юность и по дороге на всех перекрестках встречался с разными людьми. Рюкзак-то условный, не обязательно с ним ехать на Канарские острова. И говорю я не о средствах передвижения, а о его сути. Если тебе запретили путешествовать где-то, путешествуй в своей квартире, по своему огороду, и каждый день ты будешь открывать для себя новое. Но самое главное - выходить и идти. Переступать порог самоограничений. Вот о чем речь.

Я никогда не думал о пенсии: дескать, выйду на заслуженный отдых, построю себе дачу. Но праздник с цирком закончился, я отработал там 20 лет, и однажды мне жена говорит: "Тебе нужно снять с головы свой барабан, поставить в угол моноцикл". У нас дома стояла старая металлическая клетка, птички давно улетели. Жена взяла мои цирковые башмаки, повесила в эту клетку и закрыла. Первые три дня было трудно. Как! Не ходить в цирк?! Теперь я иду туда как зритель, с огромной любовью. Захотел - поехал на день рождения к Олегу Попову, пришел в Брюсселе к нему в шапито. Для меня цирк остался не трудоемким процессом, а светлой мечтой, снаружи и внутри которой я был и есть. Но сейчас новый этап в моей жизни. Оказывается, столько открывается возможностей, когда ты свободен в субботу и воскресенье. Я начал заниматься модой. Раньше считал: "Какая разница, во что одеваться: джинсы, майка - лишь бы попроще". Это от лени. Как только человек задумывается, что он надевает, он понимает, что важно все: подбор цвета, гармония тканей. Не - Саша, а "мы" - это кто?

- Я, моя жена и мои друзья.

- Мода - это что, ваш бизнес?

- Нет, это увлечение, которое, впрочем, постепенно превращается в бизнес. Что такое бизнес, я знаю с детства. В Еманжелинске у нас был курятник, кур голов 200, и мы с моими родителями продавали сырые и вареные яйца. У каждой семьи на нашей улице Горной был свой "бизнес". Семья Липс разводила овец и шила тулупы. Фаненштель имели коров, коз и производили молоко, кто-то - овощи. Соседи у нас покупали яйца, мы у них - молоко и так далее. И каждый на нашей улице знал, кто и чем занимается. Это было и средство для существования, и увлечение.

Так вот о моде. Сегодня в моду пришли детали клоунского костюма. Если мы откроем книгу Чарли Чаплина, посмотрим его фотографии, поймем, что мода возвращается. В то время весь Лос-Анджелес был одет, как он. Он был потрясающе моден. А русский актер Юл Бриннер, который играл главную роль в "Великолепной семерке"! Его походкой ходил весь Нью-Йорк. Сегодня люди говорят: "Будем одеваться, как Жан Поль Готье или Карл Лагерфельд". Но это дизайнеры, у них свое мировоззрение. Меня же интересует цирковая подача дефиле. Например, мой любимый дизайнер бельгиец Дриз ван Нутен, устраивая показ, варит тыквенный суп, он вообще любит готовить. И вот по обеим сторонам большого подиума сидят по 500 человек. И он перед началом дефиле всех угощает супом, потом с подиума снимается целлофан, и начинается шоу.

- То есть вас мода интересует как шоу? Не как процесс одевания?

- Не одевания и не раздевания. Это целый цех, где стилисты делают одно, дизайнеры - другое, технологи по тканям - третье. И есть те, кто занимается дефиле. Оно идет от 7 до 15 минут, не больше. Но это целый спектакль, начиная от дегустации супа до разнообразных походок моделей и их макияжа. Меня интересует сегодня такая вот концентрация информации.

Еще, когда у меня есть время, я участвую в "Сноу шоу" моего друга Вячеслава Полунина, мы возим его по миру и работаем как исполнители. Это шоу о страдании одинокого человека было сделано и впервые показано в Челябинске возле памятника паровозу, в ДК ЖД. Символ этого шоу - уходящий паровоз, прощание на перроне. Потрясающая история. И я не устаю удивляться зрительскому восприятию. Мы недавно были на гастролях в Тель-Авиве, Риме, Детройте, Нью-Йорке. Так люди по часу стоят и не уходят. Они не хотят прощаться с тем ощущением, которое задело их. Это все мне очень близко: падающий снег, пурга и человек, переживший страдание. Мы со Славой Полуниным часто переворачиваем страницы прошлого. Наверное, через страдания оно воспринимается дороже, острее, тоньше.

Потрясающий случай остался у меня в памяти на всю жизнь. Когда мы выгоняли коров и коз в табун, однажды соседка спросила у мамы: "Анастасия Ивановна, а что это ваш муж Фриш всегда веселый, хоть и не пьяный?" Люди удивлялись, почему не печалится человек, которого выслали по немецкой принадлежности на Урал, в шахты. Но они с мамой были такие счастливые. Встретились два одиночества - русское и немецкое.

- И что ваша мама соседке ответила?

- Она пошутила: "Знаете, у него не все дома". Тогда СМИ работали не очень, но эта "новость" быстро облетела всю нашу улицу. И соседи внимательно так присматривались к нашему папе и вообще к нашему веселью. Как-то он мне заказал купить для него в Америке большие барабаны "конго", я привез и спрашиваю: "Папа, зачем они тебе?" Он говорит: "Представь, стадо идет по улице, а я на этих "конго" играю в ритме уходящего стада. Я уверен: будут повышаться удои молока". Кстати, на нашей улице папа не один был такой веселый. Там жили люди разных национальностей, и улица была музыкальной. Липс играл Баха, под звуки классической музыки шли коровы, после этого коровы лучше доились. А сейчас Фридрих Липс играет с Башметом.

- Ваш отец по-прежнему не боится казаться смешным или странным, живет, как считает нужным?

- К сожалению, уже не живет. В позапрошлом году отец умер. Упал с табуретки, когда полез (в восемьдесят-то лет!) в четыре часа утра закрывать вьюшку у печки. Даже смерть, прости господи, "веселая".

- Видимо, его веселость генетически вам передалась.

- Наверное. Когда были в Риме, я нашел на помойке старый велосипед, отремонтировал его и ездил по вечному городу. То есть я веду себя, как чувствую. В Европе и в Париже, в частности, таких "сумасшедших" много. Они разукрашивают жизнь. Не боятся, что над ними будут смеяться. Мой педагог, великий мастер Вячеслав Борисович Бокарев (потрясающе светлый был человек) говорил нам, студентам Челябинского института культуры: "Самое главное - не позволять никому украсть твою мечту". Он никогда не давил на нас, не разрушал наши иллюзии, очень бережно регулировал наше становление. И главное, чему он нас научил как будущих режиссеров - режиссировать свою жизнь.

- А у вас есть ученики?

- Ученики должны сами появиться, нельзя просто так стать учителем. Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. Кого-то учить - значит, влиять на чью-то судьбу. Это большая ответственность. Бывает, я веду мастер-классы. С Фридрихом Липсом мы провели осенью минувшего года фестиваль детских гармошек в Еманжелинске - самый короткий фестиваль, он идет сутки, и дети играют все это время. Но повседневная педагогическая деятельность - не моя стезя.

- Что скажете о ваших собственных детях? Говорят, они у вас по всему свету. И жены в каждой стране.

- Это шутка, наверное. Нет. У меня одна-единственная жена. Она русская по натуре, а по происхождению француженка. Училась в России, так что знает русский язык, а меня говорить по-французски учила еще моя бабушка Эдельтруда Эрнестовна Штельцер. Песня "Я все помню и ни о чем не жалею" из репертуара Эдит Пиаф была девизом ее жизни. Да и моей тоже.

У жены сын, и у меня тоже, они взрослые ребята: 18 и 27 лет. Мы не влияем на их судьбы. Понятно, что каждого ребенка нужно направить, показать, научить. Но до какого-то определенного момента. Есть очень хороший принцип: помогать детям до 15-16 лет, а дальнейшую свою судьбу они определяют сами. Это правильно. Но это уже другая тема.

___________________________________________________________________________________________

«СВЕТЛОЕ ПРОШЛОЕ» ПРОПИСАЛОСЬ В ЧЕЛЯБИНСКЕ
(г. Челябинск),19.01.2006

На сцене академического театра драмы прошло вручение традиционной премии «Светлое прошлое».

Ею награждаются бывшие челябинцы, ставшие знаменитыми. Учредитель премии один из таковых – знаменитый бард Олег Митяев. Название одной из его песен и явилось названием для премии. «Светлое прошлое» нынче присуждается во второй раз. Ее лауреатами стали доктор педагогических наук Владимир Караковский, оперный певец Леонид Сметанников, артист эстрады Юрий Гальцев, ветераны спорта Сергей Бабинов и Таисия Ченчик, артист цирка Александр Фриш. Все они или родились в Челябинской области, учились или работали здесь. Каждому лауреату вручается приз – статуэтка «Кентавр» работы Эрнста Неизвестного, дед которого родился в городе Верхнекральске Челябинской области, а сам скульптор по соседству – в Екатеринбурге. Почти все лауреаты смогли приехать на церемонию. Особняком стоят те знаменитые замляки челябинцев, кого уже нет, но память о них жива в городе. Они вошли в так называемый памятный список премии. В этом году это Исаак Зальцман, организатор производства на знаменитом Танкограде во время войны и выдающийся кинорежиссер и педагог Сергей Герасимов. Статуэтки за них получили их родственники. Премия «Светлое прошлое» вручается каждые два года. Ранее ее лауреатами становились музыканты Анатолий Кролл и Александр Градский, певица Галина Ненашева, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, кинорежиссер Сергей Мирошниченко, поэт Константин Скворцов.

Айвар ВАЛЕЕВ

_______________________________________________________________________________________________________________________

БЭЛЗА ВЕРНУЛСЯ НЕЧАЯННО
Ежедневная городская газета "Вечерний Челябинск", ПЯТНИЦА 20 января 2006 года • № 10 (10398)

Святослав БЭЛЗА родился в Челябинске по воле войны. Уехал с Урала семи дней от роду. С тех пор исколесил весь бывший Союз и полмира. А вот на малой родине не был ни разу. Премия «Светлое прошлое» исправила эту ошибку.

«Кентавр» нашел героев

Позади вторая церемония вручения Народной премии «Светлое прошлое». «Кентавры» Эрнста Неизвестного с эксклюзивными номерами были вручены еще нескольким нашим знаменитым землякам. Как утверждают организаторы церемонии, ничего подобного «Светлому прошлому» в России пока нет.

На церемонию приехали хоккеист Сергей Бабинов, академик Владимир Караковский, певец Леонид Сметанников, артист цирка Александр Фриш, рекордсменка СССР по прыжкам в высоту Таисия Ченчик, музыковед и телевизионный ведущий Святослав Бэлза. Кто-то из них родился в Челябинске и прожил здесь, как Бэлза, всего неделю. А кто-то, как Константин Феоктистов или Таисия Ченчик, работал в нашем городе.

Не все номинанты 2005 года смогли приехать на церемонию награждения. Бывший секретарь Челябинского обкома партии Михаил Соломенцев заболел. Артист Юрий Гальцев остался в Москве по просьбе самого президента. Виктора Христенко не пустили на малую родину важные дела. Но, как сказал Олег Митяев, никто им премию в Москву не повезет. Рано или поздно они приедут за «Кентавром» в Челябинск. Как это сделал номинант 2004 года Святослав Бэлза. — Эта премия для меня — нечаянная радость, — комментирует популярный телеведущий-музыковед. — Чаще я вручаю премии, чем получаю. Уже можно сказать, что моя вторая профессия — «вручант». Радует само название премии — очень поэтическое. И еще то, что она народная. И конечно же, приятно, что кто-то вспомнил о моем рождении в Челябинске. Вообще-то моя семья до войны жила в Киеве. Немцы были у стен города, когда отца вызвали по делам в Москву. Жить в столице было негде. И маму, которая вот-вот должна была родить меня, отправили в Челябинск, где дядя делал танки. С тех пор я ни разу не бывал в Челябинске, хотя объехал весь Союз. Только теперь довелось увидеть город, в котором родился. Все влияет на судьбу человека. Я думаю, Урал — лучшее место для рождения. Сегодня я это почувствовал.

Премию за космонавта Константина Феоктистова получали его коллеги Сергей Крикалев и Муса Манаров. Константину Петровичу в этом году исполнится 80 лет. Вряд ли он приедет в ближайшем будущем в Челябинск. Для него было сделано исключение. Правда, Сергей Крикалев несколько озадачил журналистов, сказав, что тысячи раз бывал неподалеку от Челябинска. И город ему почти родной. Оказалось, он имел в виду космическую орбиту, которая пролегает над нашим городом. Во время долгой работы на станции «Мир» он действительно тысячи раз пролетал над Челябинском.

Актриса Валентина Теличкина с огромной благодарностью приняла «Кентавра», предназначенного режиссеру Сергею Герасимову. Свою первую роль она получила в его фильме «Журналист» и считает Сергея Аполлинариевича своим учителем: — Фильм этот, как известно, снимался здесь. Поэтому можно сказать, что я родилась на Урале как артистка. И это рождение связано с именем Сергея Герасимова. Это глыба в нашем кинематографе. Сейчас бы России с десяток таких гигантов, чтобы возродить наше славное кино. Мне немножко обидно, что Сергей Аполлинариевич не получил «Кентавра» под номером один. И в то же время я очень благодарна вам. Вы первые вспомнили о нем в канун 100-летнего юбилея.

Родственникам и друзьям были вручены премии Исаака Зальцмана и Виктора Макеева. Их уже нет с нами, но уральцы всегда будут помнить эти имена. Под руководством Исаака Моисеевича в годы войны в нашем городе налаживалось производство танков. А Виктор Петрович руководил знаменитым КБ в Миассе, которое теперь носит имя Макеева. Джазовый музыкант Анатолий Кролл и хоккеист Сергей Макаров своих «Кентавров» получили на первой церемонии награждения. Но с удовольствием приехали в Челябинск вновь. Кстати, пик крещенских морозов, пришедшийся на день нынешней церемонии, ничуть не испугал наших знаменитых земляков. «О каких морозах вы говорите?! — восклицали они. — Мы же уральцы!»

_______________________________________________________________________________________________________________________

АКТРИСА, КОТОРУЮ НЕЛЬЗЯ СЛОМАТЬ
Ежедневная городская газета "Вечерний Челябинск" ПЯТНИЦА 27 января 2006 года • № 15 (10403)

Однажды услышав ее голос и увидев ее на экране, актрису Валентину Теличкину уже не забудешь никогда. Ее знаменитая реплика в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров» стала афоризмом: «Саша, а у меня идея: давайте поцелуемся!» После выхода на экран фильмов с участием Теличкиной, не только ее фразы входили в наш обиход. Очень многие поклонницы таланта актрисы пытались подражать ее манере говорить. Но певучая, неподражаемо музыкальная речь Теличкиной превращалась в чужих устах в манерное кривлянье. Казалось, такую яркую индивидуальность в кинематографе должны были на руках носить. Но все, как выяснилось, совсем не так. На днях она с улыбкой рассказывала об этом в Челябинске.

«ЕГО НАЗЫВАЛИ МОНСТРОМ»

Валентина Теличкина прилетела в наш город, чтобы получить премию «Светлое прошлое», предназначенную Сергею Герасимову, которого она считает своим учителем. Ради этого актриса отложила все дела. Не испугали ее и внезапно навалившиеся на Урал морозы. — Ну что вы? Это совсем не страшно, — сказала она. — Я оделась потеплее. Не могла не приехать. Это такая радость, что Сергея Аполлинариевича помнят на родине. Ведь в Москве сделали все возможное, чтобы его забыть. При этих словах чистое, сияющее лицо актрисы мгновенно преобразилось. Глубокая горестная морщинка залегла между бровями. Синие глаза стали суровы. — Герасимов, на мой взгляд, слишком безукоризненная личность. Необходимая теперь. Слава богу, сохранилось его творчество, его фильмы. На этом примере можно растить новые поколения кинематографистов. Но этого не происходит, — в ее певучем голосе наметились слезы. — Мне хочется рассказать вам историю. В начале всех этих бесславных дел, крушений-разрушений, ходила я в клуб интеллектуалов «Свободное слово». Организовал его на заре перестройки московский философ. Собирались интереснейшие люди. Обсуждали разные вопросы. И однажды речь зашла о кино. Вдруг поднимается дама и зловеще так произносит: «Наконец-то мы избавились от таких монстров, как Герасимов. И они не будут больше мозолить нам мозги». У меня случился столбняк, я растерялась. Так часто бывает со мной при встрече со злом и несправедливостью. В чувство меня привел чей-то вопрос: «А кто же будет-то тогда, если мы от таких, как Герасимов, «очистим воздух»?» В разговор включился известный критик: «А вот кого мы раскрутим — тот и будет». Тогда мне показалось, что это просто злой выпад. Сказано и будет забыто, пройдет как дурное дуновение. Но минули годы, в течение которых ни в журналах, ни в газетах, ни на телевидение ни разу не было произнесено имя Герасимова, не показывались его фильмы. Я поняла, что это были не просто слова, что это запланированная акция — стереть из памяти потомков его имя. Мне стало страшно.

«ВОТ БЫ ДУРОЧКУ СЫГРАТЬ…»

Несколько лет назад Валентина Теличкина приезжала на родину Сергея Герасимова. Бродила по хутору его дяди. — Тогда еще не было музея. Я увидела полуразрушенный дом, в котором вырос Сергей Аполлинариевич. Как, оказывается, быстро можно погубить все, что создавалось десятилетиями. И мы говорили о музее с Борисом Александровичем Красноперовым. Этот неутомимый человек создал вскоре музей в Кундравах. К сожалению, я в нем пока не была. Собиралась теперь съездить. Но морозы, видимо, помешают. Очень хочу поехать туда. Говорят, там даже кабинет Герасимова воссоздан. Она называет Сергея Герасимова своим учителем не потому, что в его классе занималась. Он был первым режиссером, угадавшим неповторимость этой актрисы. — Студенты ВГИКа его боготворили. Мы старались не пропускать его читок. Герасимов сам читал сценарии, а потом раскладывал их по полочкам. И вот однажды, когда он должен был читать сценарий своего будущего фильма «Журналист», я не смогла пойти на это занятие. Шли репетиции нашего преддипломного спектакля. Мне потом ребята рассказывали, как все было здорово, что фильм должен получиться замечательный. А я спросила: «Там свободных ролей не осталось?» Они расхохотались: «Все расхватано. Осталась свободной только роль какой-то дурочки». Я закрыла глаза и подумала: «Вот бы мне эту дурочку сыграть...» Актриса призналась, что очень часто в ее жизни так бывало: что-то произнесет внутри себя молитвенным тоном и мечта сбудется. — Я с Сергеем Аполлинариевичем не была тогда лично знакома. Меня знала его жена Тамара Макарова. Она мне потом говорила, что предлагала ему меня на эту роль. Но он пришел на наш спектакль, в котором я играла серьезную девушку. Посмотрел, подошел потом ко мне, поцеловал в лоб и сказал, что не надо мне портить амплуа серьезной актрисы. И ушел. Я рыдала. Летом 1967 года Валентина Теличкина снималась в фильме «Таежный десант» у Ускова и Краснопольского. — И вдруг в Сибирь приходит телеграмма. Сергей Аполлинариевич просит меня прилететь на Урал, где начались съемки фильма «Журналист». Оказалось, он перепробовал на роль курьерши Вали много актрис. И ни одна его не устроила. Тогда Тамара Макарова снова преложила ему вызвать меня на пробы. И вот я лечу в самолете. Дрожу вся от волнения. Нарядилась в лучшее платье, прическу сделала. Думала, режиссер будет меня в аэропорту встречать, — смеется Валентина Ивановна. — Я такая глупая была. Но меня, конечно же, встретил шофер, привез в городок, где шли съемки. Я должна была жить в одном гостиничном номере с Галей Польских. Посидела-посидела, никто меня никуда не зовет. Сняла нарядное платье и отправилась в душ. А потом в халатике, с полотенцем на голове прилегла отдохнуть. Раздался стук в дверь. Галя открыла, а там (!!!) Герасимов. Вот так я его и встретила — в халате и полотенце.

ЗАВЕЩАНИЕ МАСТЕРА

Она блестяще сыграла ту дурочку, о которой так мечтала. Картина «Журналист», в которой проявилась склонность актрисы к характерным ролям, многое предопределила в ее дальнейшей судьбе. И вот тогда Сергей Герасимов ей сказал, что она такая единственная: «Тебя будут переделывать, подгонять под стандарты. Никого не слушай. Оставайся собой». Это завещание мастера она пронесла через многие годы. — Много раз меня пытались «ломать». Но я всегда была готова отказаться от роли, но не подчиниться. Кроме того, посыпались предложения сыграть роли, подобные моей героине из «Журналиста». Я очень испугалась навсегда остаться курьером Валей и просто отказывалась от съемок. К счастью, потом я снималась у настоящих мастеров. К примеру, фильмы «Васса» и «Начало» поставил Глеб Панфилов, «Впервые замужем» — Иосиф Хейфиц. Мне посчастливилось работать и с такими режиссерами, как Борис Яшин, Эльдар Шенгелая, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Григорий Чухрай. А сегодня все чаще приходится отказываться, чем сниматься. Вот сейчас вернусь из Челябинска и снова буду отказываться. Опасный возраст сейчас у меня. Если я не вижу себя в тех ролях, которые мне предлагают, зачем это делать? Если нет «своего» режиссера, трудно получить «свою» роль, которая была бы интересна тебе и ложилась на твой характер, лучше совсем не сниматься. В последнее время я прочла несколько сценариев. С сожалением отметила, что в этом жанре ситуация меняется довольно трудно. Очень много макулатуры, какое-то безличностное письмо на уровне даже не средней, а начальной школы. Такое ощущение, что люди, которые пишут сценарии, просто ничего не читали, ничего не пережили, не перечувствовали. Да и на мой возраст почти ничего не рассчитано. А так хочется поразмышлять, еще и эмоции не утрачены. Между тем она с удовольствием снялась в сериале Алексея Сидорова «Бригада», где играла роль матери Александра Белова (Сергей Безруков) и всегда с благодарностью говорит о режиссере. А недавно Сергей Безруков предложил ей сыграть роль матери Есенина, и она снова согласилась. Судьба этой женщины ее потрясла.

ВОЛШЕБНИЦА ИЗ СЕВЕРНОЙ ИЗБЫ

Валентина Теличкина редко рассказывает о своей личной жизни. И мало кто знает, что сама она — очень заботливая и любящая мать.

— Я легко перенесла периоды невостребованности в кино. Один из них позволил мне постоянно быть рядом с моим подрастающим сыном. Я даже рада, что кризис в нашем кино пришелся как раз на то время, когда Ваня рос. Бог мне послал эту ситуацию, чтобы заниматься сыном. Я много была с ним. Не будь рядом меня, неизвестно кто занял бы это место. Сын Валентины Ивановны недавно окончил МГИМО. Работает юристом. Сегодня у нее есть другая забота — семейный дом.

— Мой муж — архитектор. Он давно мечтал для семьи построить настоящий деревянный дом. Рубленую избу в стиле Архангельской губернии. И вот он его построил. Я теперь этот дом обживаю, обустраиваю. Мы много лет собирали старинную мебель. Как только друзья или знакомые соберутся выбрасывать «рухлядь», мы ее забирали. А теперь я понемногу реставрирую диваны, шкафы, комоды… Научилась очень интересной технологии по росписи мебели. Расписываю все. Мне это очень нравится. Друзья приезжают, удивляются, восхищаются. А я им говорю: «Вы внимательнее посмотрите. Это же ваш старый шкаф». Как-то Валентина Ивановна призналась, что у нее есть одна «кулацкая замашка» — во всем надеяться только на себя, все делать самой.

— Это я взяла от папы. За ним мы были, как за каменной стеной. Актриса поздно узнала, что ее отец был раскулачен, попал под расстрельную статью и ради спасения семьи был вынужден развестись с матерью. Но он, даже будучи в тюрьме, ухитрялся помогать своей жене и детям. Валентина Теличкина тоже трепетно относится к своей семье. Все свободное время отдает сыну и мужу. Не любит тусовок и не считает себя звездой.

— Звезда — это что-то холодное. Ко мне это не имеет отношения. До недавнего времени она даже отказывалась ездить на фестивали. Потом поняла, что нигде больше не увидит российских фильмов, и стала принимать приглашения. Но на 100-летие Сергея Герасимова, если пригласят, обещала приехать именно в Челябинск.

— В Москве много герасимовских уголков. Но никто не спешит об этом вспомнить. Самое главное место — ВГИК. Он отдал ВГИКу все силы, все время, он так любил делиться своими знаниями с молодыми. Но мы сегодня то ли по инертности, то ли из равнодушия пока не спешим об этом вспоминать. А у вас есть музей. Хорошо бы восстановить усадьбу, где вырос Сергей Аполлинариевич. Какое там место! Это же просто реабилитационный центр. С удовольствием приеду.

______________________________________________________________________________________________________________________

В Челябинске прошло вручение второй Народной премии "Светлое прошлое"
Официальный сайт Министерства культуры Челябинской области 19.01.2006

- Спасибо, что приехали, не испугались мороза! - крикнул кто-то из зрителей гостям фестиваля. "Но мы же уральцы", - последовал ответ.

Церемония вручения народной премии "Светлое прошлое" - акция с заданными параметрами. Место встречи - Челябинск, постоянная дата проведения - 17 января (это день рождения нашей области), непременный ритуал дарения призовой статуэтки "Кентавр" работы Эрнста Неизвестного. Но сам фестиваль вышел за рамки торжественного события. Судьба разбросала челябинцев по всему миру, а гениальная в своей простоте идея Олега Митяева помогла восстановить утраченные связи с малой родиной.

- Мало того, подарила новых друзей, - восхищается хоккеист Сергей Макаров, лауреат церемонии 2004 года и почетный гость нынешней. А композитор Анатолий Кролл ему вторит:

- Людей, выдвинутых на премию "Светлое прошлое" или уже удостоенных ее, я воспринимал как легенду. И надо же: с этими потрясающими личностями, мастерами спорта, светилами науки и искусства, довелось познакомиться на расстоянии вытянутой руки. Спасибо, Челябинск!

Сам Кролл коренной челябинец, в 16 лет уехал отсюда, стал москвичом, знаменитым и широко узнаваемым композитором. Но искренне радуется, что его не забыли на малой родине, востребован здесь на ежегодных джазовых фестивалях. Благодаря "Светлому прошлому" Кролл подружился с Митяевым, а его музыкальное творчество обогатилось бардовской палитрой. На церемонии он исполнил попурри на тему песен Юрия Визбора, сказав, что попурри на тему песен Митяева приберег к скорому юбилею Олега.

Кинорежиссер Сергей Мирошниченко, выйдя на сцену еще раз поблагодарить за премию, врученную ему два года назад, признался, что в этот приезд "использовал" свое лауреатство, помогая матери попасть к нужным врачам. Помогло, все вопросы были решены.

Музыковед и телеведущий Святослав Бэлза не смог приехать в прошлый раз, но премия его дождалась.

- Какая нечаянная радость, - растроган он. - На своем веку я больше вручал премий, чем получал. В Челябинске я родился, можно сказать, случайно. Должен был появиться на свет в Киеве, но война спутала родительские планы, они эвакуировались в Челябинск. Мне не было и месяца, когда меня увезли отсюда. Вырос, объездил полмира, но в Челябинск попал только после пятидесяти лет. И ощутил, как хорошо иметь малую родину. Тем более Урал, с которым связано столько легенд и реальных значимых событий.

Проректор ВГИКа Константин Огнев, приехавший принять премию Сергея Герасимова вместе с одной из его учениц, актрисой Валентиной Теличкиной, и генеральным директором киностудии имени М. Горького Станиславом Ершовым, обнаружил неожиданные переплетения. Во-первых, один его бывший однокурсник родом из Челябинска. Во-вторых, киностудией Горького, "соседкой" ВГИКа, руководит Станислав Ершов, а он тоже родом из Челябинска. Скольких вгиковцев за годы своей подвижнической работы поддержал тот же Станислав Бэлза. Анатолий Кролл проводил в вузе мастер-классы. Вроде бы никакого отношения к ВГИКу не имеют участники церемонии "Светлое прошлое" Сергей Крикалев и Мусса Манаров, но ведь они, как все космонавты, тоже держали в руках кинокамеру и снимали. И вгиковские фестивали начались с 1961 года, как и полеты в космос.

Кстати, Манаров и Крикалев - не уральцы, их миссия - передать премию своему старшему товарищу космонавту первого поколения и разработчику космической техники Константину Феоктистову (он сейчас болен). Тем не менее они тоже ощущают связь с нашим городом.

- Мы бывали неподалеку, всего километрах в четырехстах, - сказал Сергей Крикалев. - Имею в виду орбиту. Каждый день и не по разу пролетали над Челябинском. А дружба с Митяевым началась с того, что еще в первой космической экспедиции я пел его песни.

Заслуженная артистка России Валентина Теличкина родилась на Урале как актриса:

- Он счастливый для меня, ваш край, здесь началась моя настоящая творческая биография. В Миассе проходили съемки фильма "Журналист" Сергея Аполлинариевича Герасимова.

Кстати, актриса снималась и у режиссера Глеба Панфилова. Он, магнитогорец по рождению, тоже в числе номинантов "Светлого прошлого", но в этот раз приехать не получилось. Стал кандидатом на участие в третьей церемонии. Не появился нынче и другой номинант - актер Юрий Гальцев.

- Его срочно вызвал Путин, - объяснил Митяев. - Что поделать, ну не может президент без Гальцева ехать на Валдай! Мне позвонил человек из Кремля и сказал: "Олег Григорьевич, отпустите Гальцева". Вот на каком высоком уровне решался вопрос. Ничего, Юрий приедет в следующий раз.

Организаторов проекта радует, что растет число спонсоров, партнеров, заинтересованных людей. Пополняется исторический материал, открываются новые имена, связанные с нашим городом. Этим вдохновенно занимается благотворительный фонд Олега Митяева, которым руководит Елена Гришина. Ответственно работает конкурсная комиссия, в которую входят авторитетные люди, такие, как Татьяна Ишукова, фотомастер Сергей Васильев, вице-губернатор Андрей Косилов. Они как бы подытоживают мнения народа (премия-то народная!), высказываемые в той или иной форме: через письма, телефонные звонки, интернет-голосование.

Чувствовать свою причастность к происходящему, видимо, приятно каждому. Театр драмы полон, ощущается единое дыхание зала. На заднике сцены, оформленной талантливым художником Олегом Петровым, как бы плывет пароходик с названием "Светлое прошлое". Этакий символ ускользающего в далях памяти давно минувшего времени. На его фоне номинанты так реальны. Даже те, кого уж нет среди нас.

Премии "Светлое прошлое" посмертно, за особые заслуги удостоены великий кинорежиссер Сергей Герасимов, легендарный директор Танкограда, нарком танковой промышленности Исаак Зальцман (у обоих приближаются столетние юбилеи) и конструктор баллистических ракет Виктор Макеев. Не пафосную, а самую искреннюю гордость за то, что мы живем на одной с ними земле, выразила Валентина Теличкина, сказав:

- Их нет, но они еще послужат России.

Премию Макеева, словно эстафету, из рук коллег своего отца, представителей ракетного центра имени Королева, принял его сын Александр. Приехали из Питера сын и дочь Зальцмана, благодарили за память об отце. Накануне они побывали на ЧТЗ, фотографировались у барельефа отца, посетили музей тракторостроителей. Валентина Теличкина, кстати, мечтала побывать в селе Сарафаново, где родился Герасимов, но хранитель музея Красноперов не рискнул повезти ее в Чебаркульский район: даже КамАЗы застыли на трассе, обездвижев от мороза, и Борис Александрович сам приехал на церемонию. Ему аплодировали не меньше, чем виновникам торжества: он 18 лет создавал музей Герасимова, а сейчас оберегает его от посягательств Москвы, точнее, чиновников от культуры, которые не хотели заботиться о документах Герасимова, а сейчас, перед его юбилеем, они им понадобились.

- Не отдам! - заявил неуемный энтузиаст.

А Станислав Ершов с группой все же съездил на родину Герасимова, чтобы снять там эпизоды для будущего фильма о Мастере.

Вручение премии - дань символической связи времен: от светлого прошлого к прекрасному будущему. И потому среди вручавших были юные дарования - надежда Южного Урала. Когда-то, как теперь для них, наша область была стартовой площадкой для нынешних лауреатов премии: оперного певца Леонида Сметанникова, государственного деятеля Михаила Соломенцева (он очень стар, приехать не смог, но прислал землякам видеописьмо), заслуженного учителя России, ныне директора московской школы Владимира Караковского, четырехкратной олимпийской чемпионки Таисии Ченчик, четырехкратного чемпиона мира Сергея Бабинова. Давно они не живут на Урале, но считают себя уральцами.

Артист цирка Александр Фриш вышел на сцену с бутафорским чемоданом: мол, это багаж, в котором мы носим по жизни свои мечты и надежды, другого и не надо. Первая гастроль забросила его в Австралию. Посмотреть русских циркачей пришла семья Толмачевых, у них дедушка с бабушкой - уроженцы Миасса, бежавшие от белогвардейцев. Их дети и внуки родились уже на чужбине, но фамильные чемоданы старики не распаковывали с мыслью: "Будет в России хорошо, и мы вернемся". "Увезите хоть чемоданы на родину", - попросили они Фриша, узнав, что он их земляк.

После церемонии ее герои терпеливо позировали со всеми желающими. Особым успехом пользовались космонавты. Журналисты пытали Крикалева, как он ощущает бескрайность Вселенной. Живчик Александр Фриш жонглировал чем только мог и призывал к всеобщему веселью. Митяева обступила толпа поклонников, говоря: "Несправедливо, надо было вручение этой премии с вас начать, Олег Григорьевич, вы так прославляете родину, но себя вы статуэткой обделили". А он отшучивался: мол, некогда, мои документы подали на Нобелевскую. Лауреаты разъехались, оставив свои автографы на афише церемонии. И в сердцах земляков. Сюрпризом для зрителей стало выступление известного пианиста, профессора Парижской консерватории, артиста мира Сергея Маркарова, который дружит с челябинцем Марком Лейвиковым, возглавляющим организацию "World for Culture And Peace" - партнера премии. Пел "Ариэль", другие челябинские звезды. А команда КВН остроумно предложила Митяеву проекты новых премий: "Давай с тобой поговорим", "С добрым утром, любимая", "Крепитесь люди, скоро лето".

_______________________________________________________________________________________________________________________

Хоккеист Сергей Бабинов удостоен народной премии "Светлое прошлое"


Победитель чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр 1976 года по хоккею Сергей Бабинов и чемпионка Европы по прыжкам в высоту, бронзовая медалистка Олимпийских игр-1964 Таисия Ченчик признаны лауреатами премии "Светлое прошлое". Торжественная церемония состоялась сегодня в челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова. Лауреатам вручены дипломы и элегантные бронзовые статуэтки "Кентавр", созданные знаменитым скульптором Эрнстом Неизвестным.

Премия учреждена в 2004 году благотворительным фондом известного барда Олега Митяева и правительством Челябинской области. Вручается раз в два года. Придумав ее, Митяев решил воздать должное землякам-челябинцам, которые внесли вклад в развитие науки, общественно-политической деятельности, спорта, культуры и искусства и прославили Южный Урал в России и за ее пределами. В число первых лауреатов были включены шестикратная олимпийская чемпионка по скоростному бегу на коньках Лидия Скобликова, двукратный олимпийский чемпион по хоккею Сергей Макаров и 12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов.

"Это здорово, что моя родная Челябинская область не забывает своих детей. Приятно и почетно стоять в одном ряду с нашими знаменитыми космонавтами, учеными, государственными деятелями, музыкантами и артистами. У премии хорошее название - "Светлое прошлое". А если заглянуть в наше ближайшее будущее, мне хотелось бы, чтобы оно тоже было светлым. Я желаю сборной России по хоккею достойной игры и долгожданной победы на Олимпийских играх в Турине", - сказал растроганный Сергей Бабинов корреспонденту Агентства спортивной информации Весь спорт".

_______________________________________________________________________________________________________________________

Хоккеист Бабинов получил премию "Светлое прошлое"
18 ЯНВАРЯ 11:09

Победитель чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр 1976 года по хоккею Сергей Бабинов и чемпионка Европы по прыжкам в высоту, бронзовая медалистка Олимпийских игр-1964 Таисия Ченчик признаны лауреатами премии "Светлое прошлое". Как сообщает "Весь спорт", церемония награждения состоялась в среду в челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова. Лауреатам вручены дипломы и элегантные бронзовые статуэтки "Кентавр", созданные скульптором Эрнстом Неизвестным. Премия учреждена в 2004 году благотворительным фондом певца Олега Митяева и правительством Челябинской области, вручается раз в два года.

_______________________________________________________________________________________________________________________

СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА: «Я ЛЮБЛЮ ПАРАДОКСЫ И ОСКАРА УАЙЛЬДА»


Впервые на вручение премии «Светлое прошлое» в Челябинск приехал известный искусствовед и музыкальный критик Святослав Бэлза. Мало кто знает, что столицу Южного Урала он считает «малой родиной».

«Для меня Урал всегда окружен мистическим ореолом»

Организацией трансляции занимаются институт минералогии УРО РАН и ведущий провайдер Миасса - ЗАО "Урал-Интеркард". Институт предоставляет для этого проекта свою техническую и технологическую базу в сотрудничестве с фирмой Юнайтед Саунд, обеспечивающей качественный звук, а также ЧГТРК, представляющей свой видеосигнал в интернет-трансляцию. Просмотр трансляции в городской сети, которая строится совместно "Урал - Интеркардом" и институтом, бесплатен. Сайт трансляции разрабатываются в рамках единого партнерского проекта формирования городского информационного пространства. Пользователям интернета за пределами региональной сети трансляция доступна по каналам Урал - Интеркарда.

_________________________________________________________________________________________________________________

Губернатор дал денег на «Ильмены — 2005»
Урал-пресс-информ

Губернатор челябинской области Петр Сумин подписал распоряжение о проведении ХХIХ регионального фестиваля авторской песни «Ильмены — 2005».

В этом году фестиваль авторской песни «Ильмены» пройдет с 10 по 12 июня. Как обычно палаточный лагерь расположится недалеко от Миасса, на берегу Ильменского озера. Любителей бардовской песни ждет концертная программа, конкурсы для детей и взрослых, спортивные мероприятия.

- Думаю, ваше имя в списке известных южноуральцев стало для многих сюрпризом…

Могу паспорт показать - я действительно родился в Челябинске! Правда, после этого прожил здесь всего неделю. В первый свой приезд даже искал роддом, но выяснилось, его уже снесли. Родители были из Киева, а в Челябинск приехали во время войны, к моему дяде, который тут занимался тем, что перепрофилировал тракторный завод на выпуск танков. Но хоть и прожил неделю, а факт есть факт: Челябинск остается моей малой родиной. Все ведь далеко не случайно…

- Тем не менее не удивились ли вы, когда вам сообщили о вручении премии?

Самое интересное, что буквально за день мне вручило премию правительство Москвы. И следом - Челябинск! Мне сразу понравилось название - «Светлое прошлое», строчка из песни Олега Митяева. Светлое прошлое… Я люблю парадоксы. И Оскара Уайльда, как мастера парадоксов. Между прочим, мне будут вручить премию под №1, но не потому, что я весь такой замечательный, а просто фамилии в списке идут по алфавиту. Строго говоря, в прошлый раз я уже получал эту премию, но тогда не смог приехать. Сейчас же ради визита в Челябинск даже отменил концерт. Друзья мне рассказали, какая это замечательная идея, в какой теплой атмосфере все проходит. Да и не скрою, очень уж хотелось получить статуэтку работы Эрнста Неизвестного.

- Уральских морозов не испугались?

Да что вы! Меня морозами не напугаешь! Еще и не такие видывал, я ведь практически весь Север объездил. К холодам привыкший - видимо, в этом тоже проявляется уральское происхождение!

- Некоторые ваши слова - о том, что все не случайно, что место рождения имеет значение, - говорят о том, что вы человек, верящий в судьбу. Это так?

Любой человек искусства подвержен суевериям. Лючано Паваротти рассказывал мне, что на сцену выходит, непременно положив в карман гнутый ржавый гвоздь. Да и не только люди искусства. Знаменитый тренер Татьяна Тарасова, жена моего знакомого пианиста Крайнева, дает своим воспитанникам перед состязаниями погладить особую мягкую игрушку. И, как видите, срабатывает - она многих чемпионов воспитала!.. Нет-нет, что-то в этом есть. Да и Урал, знаете ли, для меня всегда окружен неким мистическим ореолом. Полагаю даже, что на выбор моего имени, исконно русского - Святослав - повлияло место рождения. Урал ведь воспринимается как средоточие России. Именем, кстати, я доволен, у меня хорошие тезки - Рихтер, Федоров… Возвращаясь к теме места рождения, хочу привести пример - скажем, Казанова, где бы еще он мог родиться, как не в Венеции!

Я почему еще вспомнил про Казанову - незадолго до визита в Челябинск я побывал на выставке Василия Нестеренко. Он сделал серию портретов наших современников в образах известных писателей, исторических деятелей. К примеру, Василий Лановой представлен в образе Бернарда Шоу. Меня же художник уведел в образе Казановы на фоне Венеции, в карнавальной маске, со шпагой. Кстати, в детстве я действительно занимался фехтованием. Видимо, художник это как-то прочувствовал.

- Ваше имя сейчас неразрывно связано с музыкой, но вы, насколько я знаю, долгое время работали и журналистом?

Да. Я десять лет, до того как меня «совратило» телевидение, трудился в качестве обозревателя в «Литературной газете». Благодаря этому познакомился с Грэмом Грином, многими другими известными писателями, художниками, музыкантами. Так что с вашей профессией знаком не со стороны, понимаю, как важно во время того же интервью расположить к себе человека. Был случай, когда мне надо было встретиться с Рикардо Мутти, дирижером театра «Ла Скала», человеком, который славился своей замкнутостью. Пришел я на репетицию оперы «Так поступают все женщины». Примечательно, что в это время в зале сидела его жена. Она мне по секрету сказала, что ее муж - человек непредсказуемый, если репетиция сыграется не так, к нему лучше не подходить. Но сели все-таки говорить. Я спрашиваю: «Какой эпиграф вы бы выбрали к своей книги мемуаров? Может быть, нотный?» Он отвечает: «Я мемуары никогда писать не буду! Потому что один умный человек сказал: «Опыт - это всего лишь собрание ошибок». Я тотчас подхватываю: «Да, это сказал Оскар Уайльд». Вижу, он уже веки приподнял, интерес у него проявился…

- Есть мнение, что интерес к классической музыке просыпается в благополучные времена. А в моменты кризиса угасает. Пользуясь этим критерием, как бы вы оценили сегодняшний день?

Конечно, сейчас стало полегче. Но должен сказать, что классическая музыка нужна и в момент кризиса. Речь идет не только об обстановке в стране - о жизни человека вообще. Знакомые хирурги мне говорили, что во время операций очень помогает Моцарт. И им, и больному.

- Слышал мнение, что, возможно, стоит отказаться от наследия советских времен, когда каждый более-менее крупный город имел свой оркестр. Мол, лучше меньше, да лучше. Вы согласны с этим мнением?

Может быть, не нужно столько профессиональных, пусть будут любительские. Какие-нибудь камерные. Ницше сказал: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». Все зависит еще и от людей. Где есть энтузиасты, создается не только хороший оркестр, но и повышается общий культурный фон. К примеру, в Твери который уже год проводится Баховский фестиваль. Казалось бы, где Бах, а где Тверь? Но проводят фестиваль, который пользуется известностью, хорошие музыканты к ним приезжают.

- Какая музыка, помимо классической, способна вас увлечь?

Джаз уважаю. Строго говоря, он уже тоже стал классикой. Но были у него иные времена, как вы знаете. Говорят, что лишь Гершвин взял за руку джаз - эту Золушку музыкального мира - и ввел ее в аристократические салоны, сделал Принцессой. В России хорошая джазовая школа, можно говорить о российском джазе. Хотя давным-давно господствовало мнение, что джаз могут играть только чернокожие…

- К слову, современная Россия - это не только Баховский фестиваль в Твери. Это всплеск национализма в самых крайних, вплоть до нацизма, его проявлениях. Есть ли у вас рецепт, как с этим бороться?

Уроки нравственности дают только религия и искусство. Это мое убеждение. Перефразируя слова Достоевского, которые он сказал о Пушкине, что он есть «всемирная отзывчивость», то же относится и к России. Мы всегда развивались, вбирая достижения как Запада, так и Востока. Национальная ограниченность - это смерть для культуры. Примеров тому масса. Культура же расширяет душевные горизонты.

_______________________________________________________________________________________________________________

Культурные новости. "Светлое прошлое" южноуральцев.
Медиа-портал «Сфера». 17.01.2006

Как передает ИТАР-ТАСС, известные на всю страну южноуральцы награждаются народной премией "Светлое прошлое". Сегодня ее учредители - правительство Челябинской области и благотворительный фонд заслуженного артиста РФ Олега Митяева - вручат лауреатам приз "Кентравр" работы скульптора Эрнста Неизвестного.

Премия как бы олицетворяет гордость за успехи земляков, которые внесли значительный вклад в развитие науки, общественно-политической деятельности, культуры и спорта. Выдвижение на нее и само присуждение проходят открыто и демократично. Выдвинуть своего кандидата может практически любой человек. Для этого достаточно свое предложение передать по Интернету на сайт Олега Митяева. Так появляются десятки имен. И лишь затем специальная комиссия из почетных жителей Челябинской области отбирает из списка имена самых достойных земляков.

В числе номинантов 2005 года, например, - летчик-космонавт Константин Феоктистов, доктор педагогических наук Владимир Караковский, народный артист СССР Леонид Сметанников, многократная рекордсменка страны по прыжкам в высоту Таисия Ченчик.

В честь прошедшего 60-летия Великой Победы нынешней премией отмечены организатор промышленного производства танков Исаак Зальцман, создатель отечественной школы морского ракетостроения академик Виктор Макеев и народный артист СССР кинорежиссер Сергей Герасимов, 100-летие которого готовятся торжественно отметить деятели отечественного кино.

_______________________________________________________________________________________________________________