Олег Григорьевич, свое первое выступление помните? (Екатерина, журналист)
– Было это на конкурсе самодеятельности в Челябинском монтажном техникуме. Мы втроем стояли на сцене в белых рубашках с закатанными рукавами и, набычась, пели «Там вдали, за рекой…» Причем каждый пел в своей тональности. Баянист вообще стоял за кулисами. Стресс испытали невероятный.
По всей Москве висят ваши афиши. Что за программа намечается во МХАТе? (Дмитрий)
– 2 и 3 июня во МХАТе состоится «Летний концерт в двух частях». Две части –две программы: «Небесный калькулятор» и «Из ничегонеделания», обе уже были представлены публике на концертах в Кремле. Новые песни я спою и на том и на другом концерте, остальное – все разное. Обычно мы ориентируемся на записки, в этот раз еще и постараемся, чтобы программы были разные.
Прибегаете к каким-то «особым» методам, чтобы добиться контакта? (Карен, музыкант)
– К счастью, или к сожалению, я таких методов и не знаю. После концерта все довольны, лучше себя чувствуют – и те, кто на сцене, и те, кто в зале. Вообще я подозреваю, что в наших концертах песни – не главное. Они – повод встретиться, поговорить. Было бы неудобно собираться без повода. Хотя Булат Шалвович Окуджава так и делал последние годы. Когда его приглашали, он говорил: «Я петь не буду. Я – так, на творческую встречу: на записки отвечу, а петь не хочу».
Приходилось выступать перед «мертвым», ни на что не реагирующим залом? (Вероника)
– Было, но довольно давно, когда работал по заданию Челябинской областной филармонии. Людей в обеденный перерыв приглашали в «красный уголок» на концерт – всех без разбора, человек 15. И на каком-нибудь кислотном производстве на Сахалине зал вообще не аплодировал – был просто невменяем. Это страшно. Сейчас на концерт приходят те люди, которые хотят меня услышать. А кто не хочет – не приходит. Это во многом меняет ситуацию. Но тем не менее, когда я попадаю в подобную аудиторию в каких-то сборных концертах, вспоминаю опыт Челябинской филармонии. Вы поете свои песни в кругу друзей? Импровизируете? (Наталья, Бирюлево)
– Обязательно пою! Это им и мне интересно. Были бы новые песни, а уж дальше все пойдет с большим удовольствием! Старые песни – сложнее… Либо я должен чувствовать, что человек очень любит эту песню. Либо – ну, не знаю – я должен целый месяц просидеть без концертов. А импровизировать… Это мне не интересно. И так я не умею делать.
Впервые вы взяли гитару в руки…(Юлия и Ольга Ефремовы)
– Классическая ситуация. Началось все во дворе, сначала было две струны на гитаре, потом – больше. Музыкальное образование как-то прошло стороной. Мне в этом смысле повезло. На немецком языке я заговорил, не изучая: поехали в Германию, и как-то заговорил. Сейчас вот хочу овладеть французским. Плавать меня тоже никто не учил. Это я потом пошел в физкультурный институт. И на гитаре учился во дворе. Пытаясь спеть песню Градского из кинофильма «Романс о влюбленных», я мучился-мучился и наконец запел. Наверное, мне не подходит такая система образования, когда сначала изучают элементы, а потом все это как-то соединяют. Мне хочется посмотреть и сразу сделать. Сначала коряво, а потом лучше. Это, видимо, природная лень… Какую-то пропаганду необразованности тут провел, но это я рассуждаю о себе.
Какое у вас образование? (Олег Михайлович)
– Я окончил монтажный техникум и Институт физкультуры с отличием, по специальности «плавание». Традиционная история: хотелось определить, к чему ты способен. Многие люди проживают жизнь, так этого и не узнав.
Знаю, вы служили в армии. Вы там тоже пели? (ведущая беседы)
– Пел. Своих песен тогда еще не было. И я даже не думал, что будут. А пел я «Над землей летели лебеди», «Где-то багульник на сопках цветет»... Вся рота – человек сто двадцать – садилась на табуреточки, и я тоже на табуреточке под гитару пел. Там был настоящий ансамбль «Рифы», но туда меня не взяли! Я с ним только одну песню пел – «Весну по имени Светлана», потому что она нравилась командиру роты.
Были забавные моменты во время выступлений? (Светлана)
– Мне понравилось, как меня объявили перед выступлением в курортном городе Пятигорске. Тогда только вышел альбом «Небесный калькулятор». И на весь санаторий по радио объявили: «Выступает звезда русского шансона Олег Митяев с новой программой… (и тут я упал!)… «Космический калейдоскоп!»
Кто кроме вас представляет настоящий «русский шансон»? (ведущая беседы)
– У нас много настоящих, блистательных шансонье. Это Наталья Дудкина, Ирина Богушевская, Трофим – последние работы у него получились здорово. Сюда же обязательно надо включить Дольского, Кукина, Розенбаума. Есть разная окраска – более социальная: Тимур Шаов, Леонид Сергеев, Юлий Ким. Кукин, Визбор – романтическое направление. Лирико-музыкальное – Богушевская, Розенбаум (я думаю, они не хотели бы, чтобы я их называл рядом), Иващенко. Мирзоян, Кочетков, Луферов – философское направление. И еще Елена Фролова. Все имена достойны восторга!
Ваши музыкальные пристрастия? (Лена Терентьева, Матвеевское)
– Из западной музыки – классический джаз, в частности, Элла Фитцжеральд и Луи Армстронг. А в российских песнях для меня главное текст. Обожаю «Песняров» и Елену Камбурову. Часто слушаю Высоцкого. Именно ему сейчас пытается подражать огромная армия русского шансона, но ни у кого так не получается.
Знаю, что вы собираете записки, которые приходят к вам на концертах, что-то выкладывается на сайт… (ведущая беседы)
– Записок стало так много, что можно было бы выпустить книгу. И наверное, уже с ответами. Попадаются записки, не требующие ответа. Например, пишут: «Это просто маленькая записка» или «Мы хотели посмотреть, дойдет ли наша записка с балкона до вас», или на крыле пущенного самолетика «Не обращайте внимания – это просто самолетик»…
Вы вроде бы гимн Тольятти написали? (Александр)
– Мэр города Тольятти попросил меня написать песню про их город. Причем они мне сначала подарили машину («Жигули» 63-й модели), а потом попросили: «А если получится, напишите песню». Теперь под эту песню отправляют поезда с Тольяттинского вокзала. В других городах петь ее сложно, потому что там есть такие строчки: «Послушай, приятель, ты не был в Тольятти, а значит, и женщин красивых пока не видал». После этого тольяттинцы подарили мне еще девять машин в течение десяти лет.
О вашей семье мало известно. Говорят, вы – многодетный отец… (Катя Овчинникова)
– Женат, у меня три сына и дочь. Старший, Cергей, отслужил в армии, ищет себя. Средний, Филипп, поступил в Щукинское училище на актерское отделение, но со второго курса ушел и теперь учится на вечернем на экономиста, работает. Младший, Савва, – школьник, а дочка Дарья совсем маленькая. Вот тот минимум, дальше которого мне не хотелось бы раскрываться.
Как расслабляетесь после тяжких трудов? (ведущая беседы)
– Помните, как в анекдоте: «А я не напрягаюсь!..» Считаю, что расслабляться нечего, если не в шахте вкалываешь, не вагоны разгружаешь. Ну а если всерьез, то мне кажется чудовищным, когда человек идет на нелюбимую работу, трудится 11 месяцев в году, а потом, счастливый, бросает все и – в отпуск. Творческая работа должна быть твоим естеством.
Где и как вам нравится отдыхать? (Настя Иванова, Коньково)
– Не так давно в Непал ездил. Удивительная страна! Ночуешь на берегу реки, под открытым небом, а небосклон со звездами движется над тобой с невероятной скоростью... Действительно понравилось. Но почти все прошлое лето я провел на подмосковной даче. Это понравилось еще больше. Сидишь на природе, песни сочиняешь. Если кто-то хочет увидеть тебя по делу или без дела, говоришь: «Приезжай!» А дальше – шашлычок, банька, разговоры по душам, гитара. Не напрягаясь и не особо расслабляясь. К тому же в соседях у меня хорошие люди: Виктория Токарева, Петр Тодоровский, например. А релаксировать предпочитаю в бане. Хорошо, когда банька находится на природе: где-нибудь в лесу или у речки. А еще очень важно, чтобы рядом был интересный и добрый собеседник. Иногда смотришь на человека и думаешь: ну нет, я бы с таким в баню не пошел…
Часто ездите на родину в Челябинск? (Тамара Александровна, ул. Новопесчаная)
– Два раза в год как минимум. Там у меня и мама, и брат, и сто друзей, мильон знакомых и одна подруга детства. Обхожу все свои заповедные места. Слово «Челябинск» всегда заставляет распрямить уши, как у овчарки. И Благотворительный фонд Олега Митяева связан с Челябинском. Мы учредили премию «Светлое прошлое», собирали всех известных земляков: Александра Градского, Анатолия Карпова, Сергея Макарова – и вручали им статуэтки Эрнста Неизвестного, родители которого тоже были из Челябинской области. Надеюсь, что мы это будем проводить каждый год!
Вопросы задавала Анастасия Ягодина