Журнал "Экспедиция", Ирина Пиотровская ноябрь 2004 года

Его обаяние разит наповал. Солнечная улыбка, спокойная уверенность и… сбитые о струны ногти на правой руке. 20 концертов в месяц - это не шутка. Олега Митяева можно любить или не любить. Но нельзя отрицать, что он является одной из центральных фигур современной бардовской песни.

Личное дело

Олег Григорьевич Митяев родился в 1956 году в Челябинске. Отец работал на трубопрокатном заводе, мать вела домашнее хозяйство. После окончания монтажного техникума и службы в армии окончил Челябинский институт физкультуры. В 1979 году, вдохновленный Ильменским фестивалем самодеятельной песни, написал свою первую песню «Изгиб гитары желтой». В 1980-1987 годах Олег работал в разных областях: преподавателем в институте, артистом Челябинской филармонии, монтажником и даже дворником. Учился заочно в ГИТИСе. В 1986 году участвовал в «Марше Мира» - гастролях творческой бригады бардов во главе с Булатом Окуджавой по городам России. В 1987 году переехал в Москву, где и проживает до сих пор. В Москве возник дуэт Олега Митяева и Константина Тарасова, просуществовавший более 10 лет. Вместе они гастролировали по странам Европы, Южной Африки; выпустили ряд пластинок и компакт-дисков, в том числе с песнями Юрия Визбора в исполнении Олега Митяева; опубликовали 2 книги с текстами песен и нотами. С 1998 года Олег стал работать с Леонидом Марголиным - музыкантом, мультиинструменталистом, в его аранжировке песни Олега Митяева зазвучали по-новому. Последующие годы были отмечены выпусками новых дисков, концертами в лучших залах Москвы, аншлагами в Кремлевском дворце съездов и Концертном зале «Россия», премиями «Овация» и «Золотой Остап», изданием новых книг. Олег Митяев был принят в Союз писателей, стал обладателем звания «Заслуженный артист России». Диск с песнями Леонида Марголина на стихи Иосифа Бродского «Ни страны, ни погоста» в исполнении Олега Митяева завоевал Царскосельскую премию. Олег Митяев женат, у него четверо детей: старшему сыну 23 года, а младшей дочери - 4,5


Олег, этот вопрос, наверное, Вам задают чаще всего. Когда начался автор Олег Митяев? Как Вы написали свою первую песню?

- Первая песня, написанная осознанно? Тогда это «Изгиб гитары желтой», 1979 год. До нее были какие-то песни, которые я писал своей девушке, например. Конечно, мне нравилось, как меняется отношение людей, если после спетой песни небрежно сказать: «А вот это я написал». Что-то у людей в голове щелкает - и они с интересом начинают на тебя смотреть. Пора самоутверждения, что ж скрывать. Мне вообще нравилось отличаться. На танцах все веселились и танцевали, а я проходил мимо танцующих эдаким «блоковским юношей» с загадочным и печальным выражением лица и аналогичным мироощущением... В 1978 году я попал впервые на Ильменский фестиваль. Это было что-то поразительное. Мне так понравились поющие люди, что я захотел к ним присоединиться. «Изгиб гитары желтой» стал первой песней, написанной именно для исполнения перед большим кругом людей. И ее сразу запели. А уже в 1980 году нам на прослушивании велели исполнить что-то другое, потому что эту песню уже все знают и она напечатана на обложке фестивального буклета. Кстати, именно с этой моей песней связано самое большое количество забавных случаев. Например, в аэропорту Израиля ко мне подошли люди и сказали, что мою песню они поют около синагоги, так как она отражает идею еврейского народа собраться на обетованной земле. А как-то раз, выступая в женской колонии, я ощутил, что не во всех местах можно петь эту песню. Помните, какой там рефрен?.. И почему-то самое большое количество ошибок тоже связано с этой моей песней. Там первая строчка - «Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно», а поют и даже печатают иногда по-другому. Наверное, народу так удобнее.

Вы продолжаете ездить на Ильменский фестиваль?

- Да, обязательно, каждый год! Те молодые люди, которые выступали раньше, стали теперь организаторами. Челябинскому КСП, на мой взгляд, повезло больше, чем другим. Там очень гладко прошел процесс приспособления к изменившимся экономическим условиям, некоему капитализму, пришедшему к нам. А в нем нужно существовать, и существовать достойно. В организации фестиваля задействованы все возможные ресурсы: привлечение спонсоров, рекламы, размещение информации на различных сайтах. И в то же время сохранилась программа фестиваля, художественная часть не ушла на второй план. Остались и «Звездопад», и разнообразные соревнования, и конкурс туристят, и альтернативная сцена.

А кто приезжает из бардов первого поколения?

- Мне трудно сказать, кто сидит у костров, но приглашаются и Городницкий, и Вахнюк, и Берковский, и самые неожиданные авторы, вплоть до группы «Зимовье зверей». В этом году были Хомчик, Кинер и Цитриняк, Харатьян, Дудкина, Бикчентаев и многие другие.

Считаете ли Вы себя последним романтиком?

- В Ростове-на-Дону у одной группы вышел альбом, который назывался «Романтики больше не будет». Я позавидовал этому названию: жаль, что придумал не я. Но мне кажется, что так думает каждое поколение. И вообще, я, видимо, не романтик. Я, видимо, лирик. А лирики поэтизируют окружающую действительность, и, какова бы она не была, им все равно хорошо. Мне даже неудобно перед остальным человечеством, и особенно перед романтиками, которым чаще всего эта жизнь не нравится, - они придумывают какой-то свой нереальный мир.

Олег, у Вас такая разнообразная биография. Вы всего в жизни хотели по полной тарелке - добились?

- Да, теперь хлебать и хлебать! (Смеется.) Как-то не случилось рядом человека мудрого, который подсказал бы, что хорошо, что плохо. Не с чем сравнивать было. Вот в школе я думал: «Ну когда же пенсия!» Как с утра встал, так целый день свободен. Можно ходить на рыбалку, заниматься любимым делом, и никакие невзгоды на тебя не свалятся. А чем старше становишься, тем больше наваливается ответственность. Переживаешь за детей, потом за внуков, и пока не сложится у всех все хорошо, будет сердце болеть. Так до конца жизни и придется переживать. Но для меня, как «лирика», это хорошо, потому что это жизнь, и она прекрасна во всех ее проявлениях.

У Вас есть чувство, что Вы состоялись?

- Все познается в сравнении. Другого человека оценить проще, чем себя. В конце 80-х годов наш декан, побывавший в семи странах, вызывал уважение, восторг и печаль, что ты никогда не сможешь вот так путешествовать… А сейчас мы объездили почти весь мир. Германию проехали вдоль и поперек, побывали и в Южной Африке, и во Франции, привезли массу историй из этих поездок, которые вылились в песни. Познакомились с потрясающими людьми, ставшими нашими поклонниками. Но когда находишься внутри процесса, не можешь оценить результат. Это как хозяйка, наготовившая для гостей угощение, которое все нахваливают, а сама, может, даже не попробовала: в процессе находилась.

Олег, по Вашим песням можно географию изучать. Вся планета представлена - от «Таганая» до «Домика на юге Германии», от «Сахалина» с «Алыкель» до «Шарлевиля» и «Письма из Африки»…

- Ну путешественник я! (Смеется.) Несколько лет назад Фонд русской поэзии выпустил мою книгу «Непраздничные вещи». В ней целый раздел состоит из песен с географическими названиями. И у каждой песни есть место рождения, не совпадающее с точкой на карте, о которой говорится в песне. «Царица Непала» была написана в Чехии под Новый год, а «Царица Непала-2» - в Канаде. Возникли они из записанных на диктофон впечатлений, которые я привез из Непала. Я думаю, что только бухгалтер, который сидит с восьми до пяти в офисе, может по-настоящему мечтать о путешествиях и походах. И только бродяга может по-настоящему оценить прелесть ежедневного монотонного расписания.

Где Вас принимали лучше всего?

- Было несколько концертов, где нас принимали, как Майкла Джексона. На севере Германии мы выступали в школе. Или детей так надрессировали, или звезды так легли, но, когда мы вышли на сцену, можно было вообще ничего не делать. В зале было все: и перекат волн, как на футбольном матче, и выкрикивание фамилий. Мы пели на непонятном языке, причем в основном взрослые песни. Делали краткий перевод. Как только песня заканчивалась - снова шквал аплодисментов. Какой-то мальчик попросил автограф, я опрометчиво дал, и вся тысяча захотела взять автографы. Может, им сказали, что на русских так надо реагировать. В городе Владимире, когда мы были в первый раз, тоже полный зал, аж на люстрах висели. И снова овации… В Иркутске так же было. Причем это интересно и непонятно именно когда в первый раз. В Питере, где мы выступаем несколько раз в год, это приятно и понятно. А такой восторг впервые - приятно, но непонятно. Объяснить невозможно, загадка какая-то.

Какие Ваши съемки были самыми экстремальными?

- Съемки клипа «Крепитесь люди, скоро лето» в 1998 году. Мы могли бы все снять под Москвой, но полетели в Норильск. Из Норильска на вертолете в Соленое - на точку, и там снимали взлет вертолета и какие-то еще кадры… Ветер. Холод жуткий. К сожалению, режиссер с нами не ездил и поэтому практически все вырезал. Если бы мы сами монтировали клип, туда вошли бы другие кадры.

У Вас есть посвящения некоторым бардам…

- Да, Юрию Визбору, Булату Окуджаве. Одно из последних - Александру Мирзаяну как философу авторской песни - об идее нации.

А Вы слушаете других бардов?

- Да, чтобы поднять настроение слушаю грустные песни. На их фоне, на контрасте становится веселее. Раньше я слушал Суханова «от и до», Ланцберга. Юрий Визбор очень нравится интонациями, лиризмом, представлениями. Вообще, мне нравятся разные песни разных авторов. Хорошие песни в нашем жанре есть и у Трофима, в какой-то точке мы с ним сошлись. Видимо, он мне помог определить тему значительной части песен, которые я пишу, - тему запретной любви. Как сказала Виктория Токарева, «зачем писать о счастливой любви, там и так все ясно».

Олег, а Вы прислушиваетесь к тому, что про Вас говорят?

- Надо просто быть собой. На меня не оказали большого влияния суждения именитых людей. Их судьба и их песни - это их судьба, а мои - это мои. Это моя жизнь и только моя. Я могу прислушиваться к чужому мнению, но не следовать, а примерять на себя. Искать себя. И делать то, что нравится. Вообще, мало кто себя находит. Это необязательно относится к творчеству. Если получается быть собой, пусть даже в самом прозаическом деле, - это замечательно.

А как пишутся Ваши песни?

- Спонтанно. Как сказал Визбор, «такая уж песня пришла».

А что Вы будете делать, если песня не будет приходить?

- Буду читать. У меня лежит множество книг, которые я хочу прочитать, но времени не хватает просто физически.

Что Вы можете пожелать читателям «Экспедиции»?

- Новых дорог и свершений. Будьте самими собой.