Церковь Николая Чудотворца

Кирпичная покрытая снаружи известковой обмазкой церковь интересна как оригинальный, даже для провинциального зодчества, пример сохранения в позднеклассицистической архитектуре не только устаревших к этому времени барочных элементов фасадного убранства, но и еще более архаичных декоративных форм. Церковь расположена на возвышенности в центре села, жилая застройка которого образует вокруг нее обширную площадь. Сооружена местными каменщиками, сменив предшествующий деревянный храм 18 в. Симметричная осевая композиция здания сложилась в два этапа: в 1831 г. были построены храм с апсидой и трапезная, затем, не позднее сер. 19 в., — колокольня.

Несколько грузный по пропорциям основной объем типа "восьмерик на четверике" увенчан крупным квадратным в сечении со скошенными углами световым барабаном и главой. Боковые фасады четверика, верхние части стен которого трактованы как высокий аттик, оформлены че-тырехпилястровыми портиками, завершенными треугольными фронтонами. Более низкая по отношению к четверику скругленная апсида и квадратная в плане трапезная незначительно уступают ему по ширине.

Колокольня состоит из трех резко убывающих по объему кверху четвериков, придающих ее силуэту ступенчатые очертания. Непропорционально укрупненный нижний ярус оформлен на северном, южном и западном фасадах массивными двухколонными тосканскими портиками, служащими обрамлениями высоких дверных проемов. Профилировки и обломы кирпичного декора выполнены в жесткой графичной манере. Плоскости стен храма, апсиды и трапезной украшены под венчающими карни­зами не характерными для ордерной архитектуры поясами довольно крупных плоских полуциркульных арок на кронштейнах. На восьмерике храма, обработанном на углах тонкими фланкирующими пилястрами, подобные арки вызывают ассоциации с поясами древнерусских кокошников.

В обрамлениях высоких прямоугольных окон использована барочная форма наличников с "ушами", замковыми камнями в перемычках и фигурными полотенцами под подоконниками. На колокольне крайне упрощенное декоративное оформление, подчеркивающее напряженную динамику ее объемного построения, соответствует принципам ампира, слабо сочетающимся с обликом храма и трапезной. Гладкие нерасчлененные плоскости ярусов завершены лишь антаблементами и аттиками, разделенными примитивно проработанными карнизами. Второй и третий ярусы прорезаны высокими арками звона.

В интерьере восьмерик храма, покоящийся на тромпах, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, открывавшимся в ныне заложенное отверстие венчающего барабана. Перекрытия апсиды и трапезной плос­кие. В нижнем ярусе колокольни крестообразное в плане внутренне пространство, организованное четырьмя мощные пилонами, перекрыто -сомкнутым сводом с распалубками. В толще кладки пилонов устроены небольшие круглые в плане компарти-менты, в одном из них (северо-западном) установлена винтовая деревянная лестница, ведущая на "звон". Сохранившаяся в храме и апсиде клеевая живопись, выполненная в академической манере, относится ко 2-й пол. 19 в.

Пространство перекрытия храма занимает композиция "Отечество", очевидно, поновленная в нач. 20 в. В простенках между окнами восьмерика изображены парные фигуры апостолов, в тромпах — евангелисты. На боковых стенах четверика композиции, посвященные сюжетам христологичес-кого и богородичного циклов, заключены в фигурные обрамления, покрытые гризайль-ными орнаментами. На южной стене написаны: "Преображение", "Воскресение" и "Воздвижение креста"; на северной — "Рождество Богородицы", "Успение" и "Вознесение Богородицы". Западную стену четверика занимает "Ветхозаветная Троица". В апсиде на восточной стене помещена традиционная композиция "Моление чаше".